ПРАВОСЛАВНАЯ АБХАЗИЯ

Краткий экскурс

Абхазия богата не только удивительной природой, величественным даром являются «святые места». Паломников, желающих посетить места, связанные с зарождением христианства, с каждым годом становится все больше и больше в Абхазии.
Абхазия – одна из стран самого раннего распространения христианства. Первое знакомство древнеабхазских племён с христианством церковная история связывает с именами ближайших учеников Христа - апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, посетивших Абхазию в 55году от Р.Х. Начало широкого распространения христианства относится к 3-4 в., когда Питиунт (современная Пицунда) превратился в место ссылки христиан из Римской империи. В 4 веке здесь была учреждена епископская кафедра, вошедшая в состав Понт-Полемонтийской митрополии. В 325 году глава этой кафедры принял участие в первом Вселенском церковном соборе в Никее. В 30-40-х годах 6 века правители Апсилии и Абасгии сделали свой окончательный выбор и приняли христианство. С этого времени началось строительство церквей и часовен. В Абхазии 144 прихода Абхазской Православной церкви. Постараюсь расположить святыни в порядке их географического местоположения.

У самого въезда в Гагру всех приезжающих в теплую и гостеприимную Абхазию встречает храм VI века священномученика Ипатия Гангрского. Приблизительно 15 веков назад христиане в крепости Абаата, древнейшем оборонительном сооружении тех мест, построили церковь Покрова Божией Матери. Позже ее освятили во имя святого Ипатия Гангрского, епископа города Гангры, что в Пафлагонии, малоазиатской области. Храм, увы, не избежал разорения и запустения, но восстановленный в 1902 году на средства принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки Николая I, собирал на молитву сотни верующих. В 1917 году церковь вновь закрыли, теперь уже большевики, и открыли лишь как музей в конце 50-х годов ХХ века.
Пицунда знаменита своим огромным собором, где в средние века совершали богослужение католикосы-патриархи Абхазии и Имеретии. За многовековую историю храм несколько раз перестраивался, был разрушен и восстанавливался вновь. В VI веке здесь произошло массовое крещение абхазов. Прийти сюда стоит не только для того, чтобы взглянуть на многовековую историю духа в камне, но и послушать органный концерт: в 1975 году здесь установили немецкий орган фирмы Alexander Schuke. С тех пор здесь и стали проводить концерты органной музыки, ставшие отличительной чертой курорта.⠀
Также на территории собора расположена небольшая действующая православная церковь, сохранившаяся с X века, развалины более крупного православного храма, в которых летом на выносном престоле также совершаются богослужения, и музей.
Древний Успенский храм в селе Лыхны (когда-то столица Абхазского царства) - действующий православный храм, где расположена усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи. Его строительство датируется Х-ХI веками нашей эры, но точная дата не установлена. Церковь в селе Лыхны относится к Гудаутскому району. Её давным-давно (и не безосновательно) включили в список национального наследия. Примечательно, что на стенах собора сохранились старинные византийские фрески 14-го века. 

 

Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — это поистине грандиозный архитектурный комплекс, заслуженно считающийся одним из величайших исторических памятников Абхазии. Основана обитель была в 1875 году русскими монахами из греческого Афона, а содействие и всяческую поддержку им оказывал российский император Александр III. Строительство Новоафонского монастыря оказалось сложнейшей задачей, так как, среди прочего, пришлось в буквальном смысле срезать часть горы, чтобы освободить место. Судьба обители выдалась тяжелой, ведь всего через пару лет после основания её разграбили и уничтожили турецкие войска. Двадцать лет понадобилось на восстановление, но потом грянула Октябрьская революция и в 1924 монастырь закрыли на целых 70 лет. В этот период помещения по большей части использовались в качестве складов, а в ходе грузино-абхазского конфликта в 1992—1993 гг. здесь размещался военный госпиталь. Ныне Новоафонский монастырь вновь является действующим и служит местом паломничества тысяч верующих. Монастырь не только является красивейшим архитектурным комплексом с прекрасными храмовыми росписями, но имеет и целый ряд технических достопримечательностей, построенных при покровительстве русских императоров – собственную ГЭС и железную дорогу, по которой в обитель подвозили дрова, строевой лес и другие грузы.
На Иверской горе Нового Афона расположена одноимённая часовня и святой источник, который появился здесь, согласно Преданию, по молитвам монахов Пресвятой Богородице.
Помимо монастыря, в Новом Афоне находятся несколько святынь, связанных с апостолом Симоном Кананитом (Зилотом), которым обязательно стоит поклониться. Апостол проповедовал в Абхазии и здесь же принял мученическую кончину. В Новом Афоне вы можете посетить пещеру апостола Симона, валун с отпечатком стопы святого, поклонный крест на месте его кончины, а также храм, где хранились его мощи, а также церковь Симона-Кананита. Она была сооружена в VI-VIII веках, в эпоху возвышения Анакопии, как административного и религиозного центра Абхазского царства. Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями.  

На подъезде к селу Каманы, расположенному в 15 километрах от Сухума на западном берегу реки Гумисты, находятся источник и место кончины святого мученика Василиска (IV век). Храм Иоанна Златоуста возвышается чуть дальше над рекой. Храм был отстроен в 1991 году на руинах древнего храма XI века, который представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. В конце XIX века к храму были пристроены два придела и трехэтажная колокольня. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.
В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм». После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек. В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол. До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Каман, в храм Каманского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Успенский собор в селе Дранда был построен в VI веке и является одним из первых христианских соборов в Абхазии. Утверждают, что Драндский собор является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим в период процветания Византии. Получается, что он ровесник Собора Святой Софии в Константинополе. Собор Успения Божьей Матери поражает пришедших своим убранством. Благодаря большому количеству окон, он очень светлый внутри. Он много раз подвергался разграблению, разрушению, перестройке и реставрации. Утрачена почти вся роспись стен. Сейчас храм наполнен очень красивыми иконами, перед которыми висят по несколько лампад. При Драндском соборе работает крупнейшая в Абхазии церковная лавка. Здесь большой выбор церковной литературы, икон и других обрядовых предметов. С возвышенности, на которой находится монастырь, открывается удивительная по красоте панорама окрестностей. Внизу еще остались пруды, в которых монахи разводили рыбу.
В селе Моква Очамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы — очень старинный действующий храм и архитектурная достопримечательность Абхазии, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг). Моквский собор является единственным пятинефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII - X веках в Пицунде. В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, абхазские военночальники и д.р. 

В селе Илор в нескольких километрах от Очамчыры находится храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Храм возведен в XI веке на священном для древних абхазов месте - святилище Елыр-ныха. Храм несколько раз перестраивался и реставрировался. Особенно он пострадал в 1733 году во время набега турок, которые разорили, разрушили и подожгли храм. Уже в том же году малочисленные, в сравнении с турками, абхазы смогли изгнать османов. Эта победа была настолько неожиданной для самих абхазов, что ее объявили чудом, сотворенным самим Святым Георгием. Храм был восстановлен. Реконструкционные работы проводились и позже, в том числе, в XXI веке. Сегодня здесь можно поклониться иконе святого великомученика Евстафия Апсильского, а раньше в храме находились кованые из серебра чудотворные образы, один из которых принадлежал великомученику Георгию Победоносцу. На данный момент чудотворные иконы и другие сокровища илорского храма утрачены, а когда-то местные жители не только творили молитву перед ним, но и давали обеты, которые обязательно старались исполнить.
Красивейший памятник абхазской архитектуры – храм в честь Влахернской иконы Божией Матери в селе Бедия, возведённый при царе Баграте III. Собор был построен в 999 году во времена правления абхазского царя Баграта III. Здесь же, в храме, находится усыпальница царя. Он был похоронен здесь в 1014 году. Баграт не просто возвел храм, но и учредил новое Бедийское епископство, в распоряжение которого досталась земля между реками Галидзга и Ингур. В ста метрах к западу от Бедийского собора находятся руины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. Здесь располагалась трапезная и зал для собраний, а на втором этаже были жилые помещения бедийских епископов. Дворец был построен в XVI веке. С севера ко дворцу примыкала колокольня, появившаяся здесь примерно в XIII-XIV веках. До наших дней она, к сожалению, не сохранилась. Богослужения в Бедийском соборе проводились до начала XVII века. Но после вторжения османов и установления их власти на территории Абхазии храм был заброшен. Известно, что в конце XVIII века Бедийский собор реставрировали, тогда же заново были сооружены фасад и купол. 

Так, выше перечислены наиболее значимые и популярные святые места Абхазии. Их количество, повторюсь, в настоящее время насчитывает 144 прихода. Чтобы увидеть их все потребуется не один день, а недели, возможно месяцы, смотрите сами:
Гагрский район — насчитывает 14 храмов, Гудаутский — 32 храма, Сухумский — 20 храмов,
Гульрипшский — 30 храмов, Очамчирский — 30 храмов, Ткуарчальский — 10 храмов, Гальский — 8 храмов.
Что еще нужно для того, чтобы комфортно и, самое главное, не оскорбляя чувства верующих, прикоснуться к историческому прошлому христианской Абхазии? Обязательно следует соблюдать правила посещения святынь. Мужчинам недопустимо заходить в обители в шортах, а женщинам надо непременно покрывать голову, плечи и надевать длиннополую одежду.
Стоит отметить, что абхазские святыни интересны не только людям глубоко верующим, но и интересующимся древней архитектурой. И помните, что никакие самые красивые фотографии и рассказы не передают мощь и величие древних строений и сооружений, приезжайте, ощутите дыхание вечности, витающее над древними камнями. Святые обители Абхазии ждут, чтобы открыть свои тайны.

Повторюсь, что особенностью моих экскурсионных программ является то, что каждая из них - индивидуальна и формируется с учетом ваших предпочтений и пожеланий. Прежде чем отправиться в путешествие, мы согласуем каждый объект или будем придерживаться уже намеченнного плана, если вы впервые в Абхазии и хотите посмотреть как можно больше интересных мест и достопримечательностей. Задавайте интересующие вас вопросы, выбирайте направления и программы, бронируйте желаемые даты - буду рад осуществить ваши планы и познакомить с красотами моей Абхазии. 


 

Вы можете задать любой интересующий Вас вопрос по программе экскурсии, ее корректировке, возможных вариантах, просто выберите удобный способ связи ниже, чат со мной откроется автоматически.

Благодарю за внимание!