ПРАВОСЛАВНАЯ АБХАЗИЯ
Абхазия богата не только удивительной природой, величественным даром являются «святые места». Паломников, желающих посетить места, связанные с зарождением христианства, с каждым годом становится все больше и больше в Абхазии.
Абхазия – одна из стран самого раннего распространения христианства. Первое знакомство древнеабхазских племён с христианством церковная история связывает с именами ближайших учеников Христа - апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, посетивших Абхазию в 55году от Р.Х. Начало широкого распространения христианства относится к 3-4 в., когда Питиунт (современная Пицунда) превратился в место ссылки христиан из Римской империи. В 4 веке здесь была учреждена епископская кафедра, вошедшая в состав Понт-Полемонтийской митрополии. В 325 году глава этой кафедры принял участие в первом Вселенском церковном соборе в Никее. В 30-40-х годах 6 века правители Апсилии и Абасгии сделали свой окончательный выбор и приняли христианство. С этого времени началось строительство церквей и часовен. В Абхазии 144 прихода Абхазской Православной церкви. Постараюсь расположить святыни в порядке их географического местоположения.
У самого въезда в Гагру всех приезжающих в теплую и гостеприимную Абхазию встречает храм VI века священномученика Ипатия Гангрского. Приблизительно 15 веков назад христиане в крепости Абаата, древнейшем оборонительном сооружении тех мест, построили церковь Покрова Божией Матери. Позже ее освятили во имя святого Ипатия Гангрского, епископа города Гангры, что в Пафлагонии, малоазиатской области. Храм, увы, не избежал разорения и запустения, но восстановленный в 1902 году на средства принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской, внучки Николая I, собирал на молитву сотни верующих. В 1917 году церковь вновь закрыли, теперь уже большевики, и открыли лишь как музей в конце 50-х годов ХХ века.
Пицунда знаменита своим огромным собором, где в средние века совершали богослужение католикосы-патриархи Абхазии и Имеретии. За многовековую историю храм несколько раз перестраивался, был разрушен и восстанавливался вновь. В VI веке здесь произошло массовое крещение абхазов. Прийти сюда стоит не только для того, чтобы взглянуть на многовековую историю духа в камне, но и послушать органный концерт: в 1975 году здесь установили немецкий орган фирмы Alexander Schuke. С тех пор здесь и стали проводить концерты органной музыки, ставшие отличительной чертой курорта.⠀
Также на территории собора расположена небольшая действующая православная церковь, сохранившаяся с X века, развалины более крупного православного храма, в которых летом на выносном престоле также совершаются богослужения, и музей.
Древний Успенский храм в селе Лыхны (когда-то столица Абхазского царства) - действующий православный храм, где расположена усыпальница князя Сафарбея Чачба-Шервашидзе, при котором Абхазия вошла в состав Российской империи. Его строительство датируется Х-ХI веками нашей эры, но точная дата не установлена. Церковь в селе Лыхны относится к Гудаутскому району. Её давным-давно (и не безосновательно) включили в список национального наследия. Примечательно, что на стенах собора сохранились старинные византийские фрески 14-го века.
Храм Ипатия Гангрского
Пицундский храм
Часовня, Пицунда
Храм, с.Лыхны
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь — это поистине грандиозный архитектурный комплекс, заслуженно считающийся одним из величайших исторических памятников Абхазии. Основана обитель была в 1875 году русскими монахами из греческого Афона, а содействие и всяческую поддержку им оказывал российский император Александр III. Строительство Новоафонского монастыря оказалось сложнейшей задачей, так как, среди прочего, пришлось в буквальном смысле срезать часть горы, чтобы освободить место. Судьба обители выдалась тяжелой, ведь всего через пару лет после основания её разграбили и уничтожили турецкие войска. Двадцать лет понадобилось на восстановление, но потом грянула Октябрьская революция и в 1924 монастырь закрыли на целых 70 лет. В этот период помещения по большей части использовались в качестве складов, а в ходе грузино-абхазского конфликта в 1992—1993 гг. здесь размещался военный госпиталь. Ныне Новоафонский монастырь вновь является действующим и служит местом паломничества тысяч верующих. Монастырь не только является красивейшим архитектурным комплексом с прекрасными храмовыми росписями, но имеет и целый ряд технических достопримечательностей, построенных при покровительстве русских императоров – собственную ГЭС и железную дорогу, по которой в обитель подвозили дрова, строевой лес и другие грузы.
На Иверской горе Нового Афона расположена одноимённая часовня и святой источник, который появился здесь, согласно Преданию, по молитвам монахов Пресвятой Богородице.
Помимо монастыря, в Новом Афоне находятся несколько святынь, связанных с апостолом Симоном Кананитом (Зилотом), которым обязательно стоит поклониться. Апостол проповедовал в Абхазии и здесь же принял мученическую кончину. В Новом Афоне вы можете посетить пещеру апостола Симона, валун с отпечатком стопы святого, поклонный крест на месте его кончины, а также храм, где хранились его мощи, а также церковь Симона-Кананита. Она была сооружена в VI-VIII веках, в эпоху возвышения Анакопии, как административного и религиозного центра Абхазского царства. Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями.
Новоафонский монастырь
Убранство монастыря
Келья Симона Кананита
Церковь Симона Кананита
На подъезде к селу Каманы, расположенному в 15 километрах от Сухума на западном берегу реки Гумисты, находятся источник и место кончины святого мученика Василиска (IV век). Храм Иоанна Златоуста возвышается чуть дальше над рекой. Храм был отстроен в 1991 году на руинах древнего храма XI века, который представлял собой однозальное каменное сооружение без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. В конце XIX века к храму были пристроены два придела и трехэтажная колокольня. Поляна вокруг храма была окружена каменной стеной, как и в настоящее время.
В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм». После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек. В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол. До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Каман, в храм Каманского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей. 10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Успенский собор в селе Дранда был построен в VI веке и является одним из первых христианских соборов в Абхазии. Утверждают, что Драндский собор является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим в период процветания Византии. Получается, что он ровесник Собора Святой Софии в Константинополе. Собор Успения Божьей Матери поражает пришедших своим убранством. Благодаря большому количеству окон, он очень светлый внутри. Он много раз подвергался разграблению, разрушению, перестройке и реставрации. Утрачена почти вся роспись стен. Сейчас храм наполнен очень красивыми иконами, перед которыми висят по несколько лампад. При Драндском соборе работает крупнейшая в Абхазии церковная лавка. Здесь большой выбор церковной литературы, икон и других обрядовых предметов. С возвышенности, на которой находится монастырь, открывается удивительная по красоте панорама окрестностей. Внизу еще остались пруды, в которых монахи разводили рыбу.
В селе Моква Очамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы — очень старинный действующий храм и архитектурная достопримечательность Абхазии, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг). Моквский собор является единственным пятинефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII - X веках в Пицунде. В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, абхазские военночальники и д.р.
Храм Иоанна Златоуста, каманы
Сухумский благовещенский собор
Драндский Собор
Моквский Собор
В селе Илор в нескольких километрах от Очамчыры находится храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Храм возведен в XI веке на священном для древних абхазов месте - святилище Елыр-ныха. Храм несколько раз перестраивался и реставрировался. Особенно он пострадал в 1733 году во время набега турок, которые разорили, разрушили и подожгли храм. Уже в том же году малочисленные, в сравнении с турками, абхазы смогли изгнать османов. Эта победа была настолько неожиданной для самих абхазов, что ее объявили чудом, сотворенным самим Святым Георгием. Храм был восстановлен. Реконструкционные работы проводились и позже, в том числе, в XXI веке. Сегодня здесь можно поклониться иконе святого великомученика Евстафия Апсильского, а раньше в храме находились кованые из серебра чудотворные образы, один из которых принадлежал великомученику Георгию Победоносцу. На данный момент чудотворные иконы и другие сокровища илорского храма утрачены, а когда-то местные жители не только творили молитву перед ним, но и давали обеты, которые обязательно старались исполнить.
Красивейший памятник абхазской архитектуры – храм в честь Влахернской иконы Божией Матери в селе Бедия, возведённый при царе Баграте III. Собор был построен в 999 году во времена правления абхазского царя Баграта III. Здесь же, в храме, находится усыпальница царя. Он был похоронен здесь в 1014 году. Баграт не просто возвел храм, но и учредил новое Бедийское епископство, в распоряжение которого досталась земля между реками Галидзга и Ингур. В ста метрах к западу от Бедийского собора находятся руины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. Здесь располагалась трапезная и зал для собраний, а на втором этаже были жилые помещения бедийских епископов. Дворец был построен в XVI веке. С севера ко дворцу примыкала колокольня, появившаяся здесь примерно в XIII-XIV веках. До наших дней она, к сожалению, не сохранилась. Богослужения в Бедийском соборе проводились до начала XVII века. Но после вторжения османов и установления их власти на территории Абхазии храм был заброшен. Известно, что в конце XVIII века Бедийский собор реставрировали, тогда же заново были сооружены фасад и купол.
Илорский Собор
Бедийский храм, ворота
Бедийский храм
Внутри храма, реставрация
Так, выше перечислены наиболее значимые и популярные святые места Абхазии. Их количество, повторюсь, в настоящее время насчитывает 144 прихода. Чтобы увидеть их все потребуется не один день, а недели, возможно месяцы, смотрите сами:
Гагрский район — насчитывает 14 храмов, Гудаутский — 32 храма, Сухумский — 20 храмов,
Гульрипшский — 30 храмов, Очамчирский — 30 храмов, Ткуарчальский — 10 храмов, Гальский — 8 храмов.
Что еще нужно для того, чтобы комфортно и, самое главное, не оскорбляя чувства верующих, прикоснуться к историческому прошлому христианской Абхазии? Обязательно следует соблюдать правила посещения святынь. Мужчинам недопустимо заходить в обители в шортах, а женщинам надо непременно покрывать голову, плечи и надевать длиннополую одежду.
Стоит отметить, что абхазские святыни интересны не только людям глубоко верующим, но и интересующимся древней архитектурой. И помните, что никакие самые красивые фотографии и рассказы не передают мощь и величие древних строений и сооружений, приезжайте, ощутите дыхание вечности, витающее над древними камнями. Святые обители Абхазии ждут, чтобы открыть свои тайны.
Повторюсь, что особенностью моих экскурсионных программ является то, что каждая из них - индивидуальна и формируется с учетом ваших предпочтений и пожеланий. Прежде чем отправиться в путешествие, мы согласуем каждый объект или будем придерживаться уже намеченнного плана, если вы впервые в Абхазии и хотите посмотреть как можно больше интересных мест и достопримечательностей. Задавайте интересующие вас вопросы, выбирайте направления и программы, бронируйте желаемые даты - буду рад осуществить ваши планы и познакомить с красотами моей Абхазии.